ОБУЧЕНИЕ КУРСУ «ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ЗАДАНИЙ
DOI:
https://doi.org/10.54251/2522-4026.2025.4.18auКлючевые слова:
физико-химический анализ, цифровые ресурсы, междисциплинарное задание, STEM-интеграция, функциональная грамотностьАннотация
Данное исследование всесторонне анализирует эффективность преподавания курса «Методы физико-химического анализа» в системе высшего образования с использованием цифровых ресурсов и междисциплинарных заданий. Исследование было проведено в 2024–2025 учебном году со студентами 2 курса специальности «Химия» КазНПУ имени Абая (n = 38). Основная цель работы — определить влияние цифровых технологий и междисциплинарной интеграции на развитие теоретических знаний, практических навыков и функциональной грамотности студентов.
В ходе обучения использовались симуляторы PhET, виртуальная лаборатория ChemCollective, платформы Coursera и Khan Academy, а также цифровые инструменты Excel, Origin и Python. Эти ресурсы обеспечили визуализацию сложных понятий, проведение виртуальных экспериментов и обработку полученных данных. Помимо этого, были разработаны междисциплинарные задания, интегрирующие химию с физикой, биологией и информатикой, включая анализ спектральных данных, потенциометрическое титрование и задания по тонкослойной хроматографии.
Результаты исследования показали, что показатели теоретических тестов студентов выросли с 53% до 82%, а их лабораторные навыки и аналитическое мышление значительно улучшились. Данные опросов и рефлексии свидетельствуют о формировании положительного отношения к цифровым ресурсам и междисциплинарным методам, а также о повышении мотивации к изучению предмета.