ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ КАЗАХСКОГО ТАНЦА
DOI:
https://doi.org/10.54251/2522-4026.2025.4.9auКлючевые слова:
Ключевые слова: казахский танец, искусствоведческий анализ, образно-пластическая структура, этнопластика, национальная традиция.Аннотация
Аннотация
Автор свое исследование посвятил искусствоведческим подходам анализа образно-пластической структуры казахского танца как уникального феномена национальной хореографической культуры. Цель исследования — раскрыть методологические основы и аналитические инструменты, которые позволят выявить художественно-образное содержание и выразительные средства традиционного и сценического казахского танца. В ходе исследования применялись сравнительно-аналитический, структурно-семиотический и герменевтический методы, которые обеспечили комплексное рассмотрение пластической формы как системы знаков и символов. Автором проанализированы взаимосвязь движения, ритма, композиции и мимики как элементов образной системы танца, отражающих мировоззрение и духовные ценности казахского народа. Особое внимание было уделено вопросу соотношения этнопластики и сценической стилизации, а также влиянию культурных трансформаций на современное понимание художественного образа. Результаты исследования показали, что казахский танец представляет собой многослойное искусство, в котором эстетическая форма соединена с архетипическими смыслами и этнической памятью. Выводы научной статьи подчеркивают значимость искусствоведческого анализа для сохранения и актуализации национальной хореографической традиции Казахстана в контексте глобальных культурных процессов.